Кондиционирование магазина
Наличие климатического оборудования в торговой точке существенно повышает качество её функционирования и обеспечивает комфортность пребывания в ней покупателей. Привлечь поток клиентов в свой магазин – первый этап успешного бизнеса. Удержать покупателей, заставив их приходить сюда снова и снова, – не менее важный этап. Да и сотрудники должны чувствовать себя на рабочем месте комфортно, ведь это повысит качество обслуживания, а, значит, гарантирует хорошую прибыль. Какой кондиционер поставить в магазине? Что следует учесть, подбирая это оборудование для своей торговой точки?
Критерии выбора кондиционера для магазина
- Учитываем метраж торгового помещения. Общепринятая формула предполагает расчет мощности в соотношении с площадью – 1 кВт на 10м². Но тут необходимо учесть возможные нюансы: наличие высоких потолков, которые превышают допустимый уровень, много оборудования с теплоотдачей. Если существует большой поток покупателей, это также уменьшает циркуляцию холодного воздуха, ведь двери постоянно открываются, впуская с улицы теплые потоки.
- Особенности монтажа. Нужно учесть, где можно наиболее удачно монтировать конструкцию. Если архитектурные особенности здания не позволяют наружную установку, тогда необходимо искать альтернативный вариант привычным системам с двумя блоками.
- Тип кондиционера: настенный, мобильный, мультисплит-система, колонный, консольно-подпотолочный, мультизональный или кассетный кондиционер. Все опять же зависит от особенностей помещения, наличия окон, расположение комнат и т.д.
Для торговых помещений площадью до 350 м² необходимо выбирать кондиционеры полупромышленного типа. Для больших супермаркетов и торговых центров подойдут промышленные агрегаты.
Основные требования к кондиционерам для магазина
- Мощность прибора должна соответствовать общей площади торгового зала. При расчете учитывается количество других приборов в помещении, издающих тепло, а также посещаемость торговой точки.
- Прибор должен быть компактным, не занимать лишнего места в торговом помещении.
- Бесшумная работа сплит-системы.
Какой тип кондиционера лучше подойдет для магазинов
Сплит-ситема – от 15 тысяч рублей. Именно такой тип кондиционера имеют в виду под словом «кондиционер». Является самой распространенной и недорогой системой кондиционирования.
Основываются на работе двух блоков: внутреннего и наружного. Соответственно внутренний блок находится в торговом помещении. Такой кондиционер способен охладить лишь тот воздух, что находится внутри магазина.
Достоинства настенной сплит-системы:
- комфортный уровень шума;
- удобство монтажа, так как внутренний модуль можно разместить в большом количестве мест;
- несложная конструкция, что делает цену приемлемой, а монтаж простым;
- эффективность.
Главный недостаток данного кондиционера – неспособность обеспечить магазин свежим воздухом.
Мульти-сплит-система – от 60 тысяч рублей. Имеет один внешний и до восьми внутренних блоков. На первый взгляд, такая система обойдется дешевле, но это представление ошибочно. Дело в том, что один наружный блок будет дороже, чем требуемое нам количество кондиционеров в магазин. А монтаж мульти-сплит-системы будет весьма недешевым, так как трассы от наружного к внутренним блокам получатся длиннее, чем у сплит-системы.
Напольно-потолочные кондиционеры. В основе работы – трубопровод между внутренним и наружным блоком, по которому движется хладагент. Внутренний блок, как следует из названия, может устанавливаться и на потолке, и на стене.
Плюсы данной системы:
- освобождают место на стене;
- эффективность работы возможна на площади с высокими, до 3.8 м, потолками;
- не нужен подвесной потолок;
- если кондиционер расположен на потолке, то благодаря своей высокой способностью к охлаждению, он не допустит появления переохлажденных мест в помещении.
Минусов у такого кондиционера два:
- невозможность обеспечить свежий воздух;
- потолок в магазине не должен быть ниже 3 метров.
Кассетные кондиционеры. Главное отличие от вышеописанных кондиционеров в том, что блок выполнен в форме кассеты и рассчитан на установку за подвесным потолком. Тем более что у моделей с малой и средней мощностью размер внутреннего блока 600х600 мм. Таким образом, он совпадает с размером потолочной панели. Внутренний блок может раздавать холодный воздух на четыре стороны.
Плюсы такого кондиционера:
- не портит дизайн помещения, так как установлен за потолком;
- эстетичность и элегантность;
- отсутствие переохлажденных или недоохлажденых зон;
- возможность подавать свежий воздух.
Минусом кассетного оборудования будет необходимость устройства подвесного потолка, что приведет к снижению высоты помещения.
Колонный тип оборудования для кондиционирования характерен тем, что внутренний блок не требует монтажа. Колонна этого кондиционера ставится на пол, что делает эту системой незаменимой в том случае, если монтаж прочих кондиционеров невозможен.
Среди наиболее значимых преимуществ этой системы находятся:
- нетребовательность к монтажу;
- возможность обслуживать большую площадь;
- вариативность дизайна кондиционера;
- может применяться не только в магазинах, но и в ресторанах, банках, ТЦ и и т.д.
- высокая мощность;
- комфортная подача охлажденного воздуха.
Но есть у такого типа кондиционера и недостатки:
- большие габариты;
- невозможность подавать свежий воздух;
- если человек будет находиться долгое время рядом с колонной, то высока вероятность заболевания простудой.
Канальный кондиционер также находится в списке наиболее известных кондиционеров для магазина. Охлажденный воздух поступает в помещение через воздуховоды, которые смонтированы над или под потолком. Внутренний блок также устанавливается в магазине таким образом, чтобы не привлекать внимания. Узнать о наличии такой системы можно лишь по диффузорам, через которые идет воздух.
Достоинствами такого кондиционера будут:
- эстетичность, так как большая часть системы скрыта;
- одна система может обслуживать несколько помещений;
- возможность подавать свежий воздух.
К недостаткам можно отнести:
- более сложный и дорогой монтаж, так как необходимо проложить воздуховоды и диффузоры;
- уменьшение высоты помещения;
- система может работать либо на охлаждение, либо на нагрев для всех помещений магазина.
Мультизональная система. Этот вариант системы кондиционирования отлично подойдет магазину, чье помещение поделено на зоны. Мультизональные системы (VRF, VRV) являются инверторными системами, основное назначение которых – кондиционирование в зданиях со множеством помещений, а также мест, где требуется зональное и раздельное регулирование температуры воздуха.
Плюсы мультизональной системы кондиционирования:
- длина межблочных коммуникацй. Благодаря этому наружные блоки могут находиться где угодно: на стене, крыше, в подвале, в специальном помещении или вообще в отдалении от магазина;
- один наружный блок может обслуживать десятки внутренних, что положительно сказывается на внешнем виде магазина;
- большая вариативность мощности блоков позволяет подобрать оптимальную систему под любой магазин;
- VRF и VRV системы неплохо справляются с аварийными ситуациями, так как нагрузка с одного сломавшегося внешнего блока распределяется по остальным;
- очень точное отслеживание температуры, до половины градуса;
- можно не только охлаждать воздух, но и нагревать и вентилировать его;
- экономичность;
- относительно простой монтаж, а так как все блоки подключены к единой сети трубопроводов, то такую систему не сложно расширить при необходимости;
- практически полная бесшумность при работе.
- более простая в обслуживании, чем система чиллер-фанкойл.
Есть и минусы:
- цена выше, чем у системы чиллер-фанкойл или обычной сплит-системы;
Система чиллер-фанкойл. Этот тип пользуется самой большой популярностью для кондиционирования больших магазинов. Главное ее отличие в том, что она может задавать свои климатические условия для каждого отдельного помещения магазина.
Другие плюсы кондиционера системы чиллер-фанкойл:
- возможность работы в нескольких помещениях магазина;
- можно монтировать там, где нужно протянуть длинную трассу или на разных высотах;
- в качестве хладагента может использоваться вода, что сильно снижает цену протечки;
- эстетичность, так как внешние блоки не портят фасад магазина;
- режим кондиционирования может быть задан как всей системе, так и отдельному внутреннему блоку (фанкойлу). Сделать это можно как пультом, так и при помощи системы диспетчеризации;
- гибкое управление системой кондиционирования.
Минусами этой системы будут высокая стоимость во всем, начиная от монтажа, заканчивая обслуживанием. Да и установку кондиционеров этой системы могут осуществлять только высококлассные специалисты.
Расчет мощности кондиционера для магазина
Приобретая кондиционер в магазин, важно правильно рассчитать мощность прибора. От этого параметра зависит эффективность работы климатического оборудования.
Как вычислить оптимальную мощность кондиционера
Для расчета используется формула Q=Q1+Q2+Q3, где Q1 – это количество тепловой энергии, выделяемой внутри помещения, Q2 – выделение тепла оборудованием и Q3 – показатель выделения тепла людьми.
В первую очередь нужно выделить основные источники тепла. Для определения Q1 используется формула Q1 = q х V, где q – это удельный показатель поступающего тепла (Вт/м3), а V – внутренний объем (м3).
Расчет Q2: средний показатель выделения тепла компьютерной техникой – 0.5 кВт, а показатель выделения тепла всех видов холодильников и витрин составляет 100% от номинальной мощности.
Далее рассчитываем показатель Q3: для малоподвижных групп людей – 0.1 кВт/чел., для помещений с умеренной активностью людей – 0.2 кВт/чел., в помещениях с высокой физической активностью людей – 0.3 кВт/чел.
Теперь, когда каждый показатель нам известен, высчитываем оптимальную мощность оборудования путем сложения полученных параметров.
Можно ли использовать кондиционеры для магазина зимой
Многие модели кондиционеров способны не только на охлаждение воздуха, но и его нагрев. Значит ли это, что такой кондиционер сможет работать зимой?
Как кондиционер обеспечивает обогрев помещения. В основе работы кондиционера лежит физика жидкостей. При конденсации жидкости выделяется тепло, а при испарении – поглощается. Жидкость в кондиционере – хладагент – имеет температуру кипения и замерзания ниже, чем у воды. Обычно, в качестве хладагента используется фреон. Когда кондиционер работает на охлаждение, то фреон на испарителе переходит из жидкого состояния в газообразное, поглощая при этом тепло. Чтобы процесс шел непрерывно, а контур оставался замкнутым используется конденсатор, который на себе конденсирует хладагент. Если кондиционер работает на нагрев, то идет обратный процесс. Хладагент в газообразном виде попадает на конденсатор, где переходит в жидкость, выделяя тепло. В каждом из этих случаев ток воздуха осуществляется вентиляторами, которые гонят его через специальную систему, где воздух приобретает нужную температуру и поступает в помещение.
Замерзание внешнего блока. Кондиционеры по своей эффективности гораздо лучше обычных обогревателей. Если простой обогреватель требует 1 кВт электричества для выработки 0.98 кВт тепла, то кондиционер за тот же 1 кВт электроэнергии выдаст 3 кВт тепловой. Это возможно благодаря принципу его работы, в котором энергия не уходит на нагрев ТЭНа. Но по этой же причине кондиционеры не могут работать при определенных отрицательных температурах. Получается, что функция нагрева в кондиционерах – это опция, а не основа, в отличие от функции охлаждения. Обычная модель кондиционера способна нагревать помещение лишь в межсезонье. Если заставить такой кондиционер работать зимой, то его внешний блок покроется коркой льда и его функциональность сильно упадет. Если температура ниже +5, то даже работая на охлаждение, внешний блок может обмерзнуть, как и дренажная трубка, производительность упадет, а риск поломки – вырастет.
Температурный режим. Разные модели кондиционеров имеют разный температурный допуск, нарушение которого приведет к снижению производительности и срока эксплуатации, а так же к поломке оборудования. Большая часть кондиционеров рассчитана на работу в диапазоне от 0 +30 градусов. Цена моделей, рассчитанных на работу в более холодное время значительно выше. Выбирая модель, оцените условия ее работы и сформируйте ваши цели. Необходимо внимательно ознакомиться с документацией, ведь некоторые производители могут указать вместо рабочих температур – критические, при которых кондиционер работать может лишь ограниченное количество времени. Бывает и такое, что заявленные параметры могут быть обеспечены лишь при доукомплектовании кондиционера зимним комплектом.
- использовать кондиционер можно лишь мягкой зимой;
- нужно внимательно следить за температурой и не использовать кондиционер при недопустимых температурах;
- цена кондиционера зависит и от температурного диапазона – чем он выше, тем кондиционер будет дороже.